Статья 12415

Название статьи

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ АПОКАЛИПСИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ПОЭМЕ С. А. ЕСЕНИНА «СОРОКОУСТ» 

Авторы

Сухов Алексей Валерьевич, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), rendom55@yandex.ru

Индекс УДК

882

Аннотация

Актуальность и цели. В статье в контексте апокалипсических мотивов рассматриваются особенности музыкальных образов поэмы Сергея Есенина «Сорокоуст». Актуальность работы определяется тем, что в современном есениноведении наметилась особая тенденция, связанная с изучением творчества поэта с точки зрения синтеза искусств: литературы и музыки. Цель исследования – доказать, что музыкальные образы играют важную роль в формировании идейно-смыслового содержания произведения и выстраиваются по принципу антитезы.
Материалы и методы. Материалом для анализа послужили музыкальные образы «Откровения Иоанна Богослова» и поэмы С. А. Есенина «Сорокоуст». Методология строится на комплексном подходе к исследованию средств художественной выразительности, при котором сочетаются различные методы литературоведческого анализа: историко-литературный, культурно-исторический, сравнительно-типологический. В работе автор опирается на труды ведущих есениноведов О. Е. Вороновой, Н. Шубниковой-Гусевой, на исследования литературоведов А. В. Давыдовой, Е. Г. Эткинда, на концептуальные идеи музыковеда Л. В. Гервер. Для анализа поэмы используются также музыкальные термины, применимые в литературоведении: crescendo, полифония, контра-пункт, диссонанс.
Результаты. Используя прием музыкальной антитезы, Есенин выразил свое отношение к трагическому конфликту города и деревни. В поэме попеременно солируют несколько музыкальных тем, являющихся аккомпанементом апокалипсических мотивов. В заключительной части звучит финальная музыкальная тема панихидного песнопения, выражающая авторскую позицию. Своеобразный синтез литературы и музыки позволил Есенину художественно отразить трагический процесс гибели русской деревни.
Выводы. В процессе исследования был сделан вывод о том, что в поэме «Сорокоуст» принцип музыкальной композиции, основанный на приеме контрапункта, отражает основной конфликт эпохи через антитезу «погибельного рога» и «плачущей тальянки». В финале поэмы с помощью музыкального оксюморона выражена основная идея, отражающая апокалипсическое восприятие наступления техногенного века.

Ключевые слова

апокалипсические мотивы, музыкальные образы, антитеза, оксюморон, метонимия, принцип музыкальной композиции, полифония, контрапункт, диссонанс.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Гервер, Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (Первые десятилетия XX века) / Л. Л. Гервер. – М. : Индрик, 2001.
2. Шубникова-Гусева, Н. И. Есенин и искусство: Проблемы и перспективы исследования / Н. И. Шубникова-Гусева // Cергей Есенин и искусство : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 119-летию со дня рождения С. А. Есенина / отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева, О. Е. Воронова ; ИМЛИ РАН ; ГМЗЕ ; РГУ им. С. А. Есенина. – М. ; Рязань ; Константиново, 2014. – С. 8–34.
3. Алексеева, Л. Ф. А. Блок и русская поэзия 1910–20-х годов : учеб. пособие / Л. Ф. Алексеева. – М., 1996.
4. Воронова, О. Е. Сергей Есенин и русская духовная культура / О. Е. Воронова. – Рязань : Узорочье, 2002.
5. Давыдова, А. В. Музыкальные образы в русской лирике начала XX века : дис. … канд. филол. наук / Давыдова А. В. – Архангельск, 2006.
6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс, 2008.
7. Есенин, С. А. Полное собрание сочинений : в 7 т. [9 кн.] / С. А. Есенин ; подг. текста, коммент. А. А. Козловского ; гл. ред. Ю. Л. Прокушев. – М., 1995–2001.
8. Вертков, К. А. Русские народные музыкальные инструменты / К. А. Вертков. – Л. : Музыка, 1975.
9. Аношкина-Касаткина, В. Н. Православные основы русской литературы XIX века / В. Н. Аношкина-Касаткина. – М. : Пашков дом, 2011.
10. Эткинд, Е. Г. Материя стиха / Е. Г. Эткинд. – СПб. : Гуманитарный союз, 1995.
11. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М. : Советская энциклопедия, 1990.
12. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений : в 12 т. / В. В. Маяковский. – М., 1939–1949. – Т. 1.
13. Шубникова-Гусева, Н. И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст, интерпретация / Н. И. Шубникова-Гусева. – М. : Наследие, 2001.

 

Дата создания: 12.02.2016 09:14
Дата обновления: 05.05.2016 09:40